Приходской священник чем-то похож на участкового доктора. Задерганный,
уставший, бегает туда-сюда, то на причастие к больному, то на похороны,
то на крестины. Жена его дома не видит, отчего законно бурчит. Быт заедает.
Времени и сил на все не хватает. И работа-то важная, что у врача,
что у священника. Архиважная, но не броская. Не футбольный форвард ведь
и не модный певец. А тут чье-то больное воображение раз за разом изображает
священника не иначе, как в «Мерседесе». Обидно, честное слово. Вы много
участковых врачей в «Мерседесах» видели? Есть, конечно, врачи и на дорогих
машинах, но это явно не сельский фельдшер и не педиатр районной поликлиники.
И при том, что есть и «черные трансплантологи», и врачи, превращающие «дядю» в
«тетю» и наоборот, как-то не поворачивается язык всем врачам кости мыть.
Как-никак лечат, спасают, оперируют, консультируют. И скромно живут
в подавляющем большинстве. А священникам кости мыть очень даже получается.
Почему?
Видно потому, что к врачам чаще ходят, смертные телеса к осмотру
представляют. Говорят «А-а-а» с ложкой во рту, выполняют команду «дышите —
не дышите», и проч. А с Церковью знакомы издалека, по отцу Федору из «12-ти
стульев» и по сказке Пушкина «О попе и работнике его Балде». Оттого не известен
большинству безверных соотечественников скромный быт большинства иереев, ездящих
на маршрутках и в автобусах.
Да, собственно, какая разница, на чем ездит доктор, если я к нему лечиться
пришел? «На чем хочешь, катайся, но хворь мою одолеть помоги», — я так думаю.
И здесь все понятно, поскольку с болью личной и со страхом за жизнь любимых
все знакомы в некую меру. А вот с болезнью своей души, с гнилью нутра своего
знакомы не все. И этих, незнакомых, вечно тянет найти зло мира за пределами себя
самого. Этим Незнайкам, то есть тем, кто не знает, что зло мира в них самих
живет, когда-то пел молодой Мамонов: «Не убивайте мух! Источник заразы —
ты!»
***
За священников обидно, и вообще обидно. Потому что у народа нет таких
профессий, на которые смотрели бы с восхищением. Геолог, космонавт, ученый,
милиционер, педагог, доктор… Ведь эти имена когда-то были овеяны идеей трудового
подвига, общей пользы и народной любовью. «Кто такой шахтер? — Это смелый
человек, который работает под землей, чтобы в наших домах было тепло. Кто такой
учитель? — Это умный и добрый человек, который открывает перед нами двери
в большую жизнь» И так далее. А сегодня? «Кто такой шахтер? — Это бедолага,
который за копейки лезет под землю, и рад бы сбежать с работы, но некуда».
Кто такой учитель? — Это неудачник, работающий за копейки и вымещающий свою
обиду на детях" Кто такой милиционер? — Это тот же бандит, который ходит
в форме. А политик? — тоже бандит, но не в форме, а в костюме" И так
до бесконечности. Старшее поколение не уважают, потому что оно жило
при тоталитаризме. Современников не уважают, потому что всюду мерещатся воры
и жулики. Интересно, как при таком мировоззрении воспитать в собственных детях
уважение к себе самому, если никто никого «идеологически» не уважает, презирает
в принципе? С какой стати при такой парадигме, всосавшейся в кровь с детства,
не отправить потом старика в дом престарелых, когда время приспеет?
Вот и первый урок приспел. Слушайте те, кто любит всех ругать, а себя
хвалить! Слушайте те, для кого ничто не свято, кроме личного банковского счета!
Инвестируйте в дома престарелых, пока не поздно. Не исключено, что вам там
доживать придется. Или меняйте мировоззрение.
***
Бед и неправд вокруг много. Кто ж спорит? Но если только видеть чужое зло,
не получится ли так, что гневно и жарко критикующий всех и вся человек — ангел,
невесть как затесавшийся в толпу грешников? Он праведно гневен. Он знает, кого
и за что карать. Хотелось бы видеть ангелов во плоти вокруг себя во множестве,
и ищу я их. Не нахожу, правда. Ангелу молиться свойственно, а критиканы
не молятся. Ангел высших не злословит, и Михаил Архангел даже диаволу "не смел
произнести укоризненного суда, но сказал «Да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9)
Беззаконники же «идут в след скверных похотей плоти, презирают начальства,
дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» (2 Пет. 2:10) Опять
приходим к тому, что небрежет о себе человек раздраженный и завистливый, и Слова
Божия не знает, иначе бы помнил, что в его глазу — бревно, а в чужих глазах —
лишь сучки.
Но пусть не знает Писания «правдолюбец». И Библия у него есть, но ученик
он паршивенький. Хоть историю-то своего народа знать он должен. Должен,
но не знает. Или забыл, что прекраснодушные мечтатели, разрушавшие прежний
не идеальный царский строй привели однажды своим безумием и мелкой одержимостью
к власти такую редкую шайку негодяев, которая из миллионов людей всю кровь
по капельке высосала. Или забыли? Или память коротка? Это же совсем недавно
было. Опять дровами к чужой печке стать стремитесь? А знаете ли, что человек
на мир смотрит не объективно, а сквозь стеклышки и линзы своего греховного
опыта.
В некоем монастыре видел монах, как в вечерней темноте через забор один
из братьев перелез и к селу направился. «Это блудник пошел в мир блуд
творить», — подумал он. Ту же картину другой увидал. «Это вор из братьев пошел
в село украсть что-нибудь», — подумал этот. Третий подумал: «Это кто-то из рабов
Божиих пошел тайком милостыню раздавать». Почему на одну и ту же картину
три такие разные реакции? Потому что всяк по себе судил.
Для блудника весь мир блудит. Для вора весь мир ворует. Для раба Божия весь
мир угождает Создателю. Проверим же и мы себя по этому лекалу. Если нам кажется,
что все воруют, значит, воры мы по внутреннему состоянию сердца своего. Если
для нас все блудят, то значит и мы тоже. И если тебя или меня сегодня во власть
пустить, то есть, как в анекдоте «я встану, а ты сядешь», ох и удивим же мы мир
«бескорыстием». Я прямо уже сейчас вижу, какой мы, сегодняшние борцы, явим
пример «трудолюбия, чистоты и человечности».
***
У нас в городе на Новый год центр разукрасили гирляндами — загляденье. И вот,
слышу однажды, как два мужика в метро разговаривают.
- Помнишь, какой унылый город был на прошлое Рождество. Ни огонечка,
ни гирляндочки.
- Так «они» ж о народе не думают. Только по карманам тянут.
- Зато в этом году как все красиво!
- Так «они» ж столько накрали, что могут теперь и огоньки развешивать.
Дальше я отошел. Стало вдруг и смешно, и грустно, и неинтересно.
Как говорится «картина маслом». Если в голове дырка, то ни хорошими законами,
ни подарками, ни деньгами ее не зашьешь. Если же в душе моль дырку проела, или
«жаба» из души радость высосала, то хоть весь мир туда засыпь — душа все равно
голодной останется.
И вспомнил я Златоуста, сказавшего: «Все зло мира — от незнания Писаний»
Действительно, знали бы мужички сказанное у пророков, мудрее были бы их речи,
красивее была бы их жизнь. Например, такие слова: «Вот, душа надменная
не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4)
Протоиерей Андрей Ткачев
Взято с http://www.pravoslavie.ru